01/09/2010 17:18
Для того, чтобы выучить или "подтянуть" знания по школьным
предметам, совсем необязательно ходить в школу и покупать массу
дополнительных учебников, а для подготовки к ЕГЭ не нужно нанимать
репетиторов. Образование в Ленинградской области становится все более
удобным - благодаря возможности получать его дистанционно, через
Интернет. Если всего несколько лет назад эта услуга казалась диковинной,
то сейчас ею пользуются более 5 тысяч школьников ежегодно. Правда,
оценки, полученные в сети, пока использовать никак нельзя. О том, можно
ли получить аттестат, не выходя из дома и есть ли будущее у
дистанционного образования, мы побеседовали с председателем комитета
общего и профессионального образования Ленобласти Сергеем Тарасовым.
- Сергей Валентинович, получение так называемого
дистанционного образования - через Интернет развито во всем мире.
Насколько оно популярно в Ленинградской области?
- Конечно, возможность получения образования дистанционно есть и у
школьников Ленинградской области. С 2006 года на сервере ЛГУ имени А. С.
Пушкина установлена программа "веб-сити", которая позволяет выкладывать
различные дистанционные образовательные курсы в сети интернет, а
школьникам - знакомиться с ними с помощью компьютера. Около 5 тысяч
школьников ежегодно выбирают дистанционную форму обучения. На данный
момент таких курсов у нас 251, из них 98 - так называемые элективные, то
есть дополнительные. Это курсы по выбору, которые идут в рамках
учебного плана школьника, но рассчитаны на углубленное изучение
предмета. К примеру, если есть курс "биология", то элективный курс -
"занимательная биология" или "мир вокруг нас". В его рамках ребенок
получает не только общие знания, которые ему дают в школе, но и
дополнительные. Также есть 12 курсов для подготовки к ЕГЭ. По времени
курс дистанционный равен аналогичному школьному курсу.
- Кто ведет обучение этим курсам?
- Сами курсы включают в себя теоретический материал, практические
задания, тренажеры в интерактивной форме, ссылки на материалы,
размещенные в сети Интернет и электронные учебники. Обучение же ведет
тьютор - преподаватель, который ведет занятия дистанционно. Но обучение
происходит не в форме урока, а в форме диалога: ученик задает
конкретному тьютору вопросы через чат или Skype и получает ответ.
- То есть, если я, к примеру, не понимаю физику, то могу
выбрать этот предмет в Интернете и заниматься дома, общаясь
дополнительно с преподавателем в сети?
- Да. Более того, никто не будет препятствовать, если вы будете
изучать материал прежних лет. К примеру, вы учитесь в 9 классе и
понимаете, что в 6 классе у вас пробелы в образовании по конкретному
предмету. Вы можете зарегистрироваться на прохождение курса за 6 класс,
пройти его и восполнить все свои пробелы в знаниях. К тому же, одним из
плюсов дистанционного обучения является и моральный фактор: если у
ребенка не ладятся отношения с конкретным учителем и нет возможности
перейти к другому, то за счет обучения по данной программе он может
решить эту проблему.
- Может ли дистанционное образование стать альтернативой
обычной форме получения образования в отдаленных уголках Ленинградской
области?
- Нет, и об этом говорят во всем мире - дистанционное образование
может являться лишь дополнением к очному. Во-первых, в школьном возрасте
ребенку особенно нужен контакт с преподавателем при обучении. Именно в
школе у ребенка закладываются личностные коммуникативные навыки. К тому
же передача информации при личностном контакте более значительна, чем
при любом дистанционном.
Во-вторых, дистанционное образование юридически является лишь
дополнительной услугой. У школьника нет оснований для того, чтобы
подтвердить свои знания документами, виртуальная оценка, пусть даже
ребенок прошел полностью курс обучения, не является легитимной. Ему в
школу все равно придется ходить, оценка за полученные в дистанционном
курсе знания может не равняться той, что получается в школе - ее можно
использовать и учитывать лишь в портфолио ученика. Знания у школьника
все равно остаются, а это самое важное, на что рассчитана программа.
Ну и в-третьих, нагрузка при таком виде обучения гораздо серьезнее,
чем при обычном. Опыт показывает, что обучаться дистанционно более чем
двум предметам ребенку сложно. Причем берут школьники в основном те
предметы, которые хотели бы развить, а не те, которые хотели бы
"подтянуть". К сожалению, у детей нет такого уровня сознательности,
чтобы брать те предметы, которые им даются с большим трудом - выбирают
они, как правило, так называемую, "ситуацию успеха" - хотят добиться
лучших показателей в том, что и так им дается хорошо.
- Но все же, дистанционное образование может помочь в укреплении кадров в отдаленных уголках Ленинградской области?
- Естественно, что чем более технически развито село, тем больше
желающих будет там работать. Но говорить о вытеснении обычного способа
получения знаний за счет дистанционного образования было бы неправильно
- Что нужно сделать для того, чтобы начать обучение по программе дистанционного образования?
- Для этого ученик должен сам или вместе с родителями обратиться к
завучу школы, в которой учится. Завуч расскажет, на какие именно курсы
может записаться школьник. Как правило, ограничений по предметам и по их
количеству нет, но есть ограничение по возрасту: в программе могут
принять участие учащиеся 5-11 классов. Ученик пишет заявление на
обучение по выбранным предметам, а школа его регистрирует в специальной
программе, выдает пароль для доступа к ней. Затем наступает собственно
само обучение. Школьники учатся так как им удобно - с домашнего или
школьного компьютера, в выходной день или по вечерам. Задания он может
выполнять в течение одного дня или, наоборот, растянуть по времени.
- Есть ли программы по получению дистанционного образования инвалидами в Ленинградской области? В чем они заключаются?
- Сейчас в Ленинградской области обучаются 156 детей-инвалидов. Дети
получают бесплатно комплекты оборудования - в соответствии с диагнозом и
ступенью обучения. Комплекты включают в себя современную технику с
новейшим периферийным оборудованием и программным обеспечением. Кроме
компьютера, ребенок получает принтер, сканер, веб-камеру, фотоаппарат,
микроскоп и т.д. Каждый комплект адаптирован под заболевание ребенка:
например, если проблемы опорно-двигательного аппарата - то предусмотрены
специальные клавиши на клавиатуре. Стоимость одного комплекта от 160 до
200 тыс. рублей. Также техника поставлена и 41 педагогам-тьютерам.
- Для того, чтобы школьники имели возможность получать пусть и
дополнительное, дистанционное образование, им необходим Интернет. Не
мешает ли, в этом, прямо скажем, низкое развитие Интернет-технологий в
Ленинградской области?
- Нет, мы не считаем, что развитие Интернет-технологий в
Ленинградской области находится на низком уровне, ведь сейчас
повсеместно идет усовершенствование связи. Мы проводим мониторинг
наличия компьютеров и Интернета дома у детей. По его результатам ясно,
что около 70% учеников областных школ имеют домашний компьютер и выход в
Интернет. Если так получилось, что у ребенка нет возможности выходить в
интернет из дома, то он может это сделать из компьютерного класса - они
у нас открыты, как правило, до позднего вечера. Но здесь возникает
другая проблема: обучение самих учителей тому, чтобы они, в свою
очередь, научили школьников работать в Интернете. Насколько бы
современные дети не были в техническом плане развиты, им нельзя отдавать
на откуп все взрослые проблемы, некоторые из них ребенку могут быть
непонятны.
- Складывается такой впечатление, что дистанционное
образование вполне может заменить репетиторство, вокруг которого идут
нешуточные споры как среди родителей школьников, так и среди самих
учителей?
- Можно сказать и так. Конечно, наличие дистанционного обучения не
ликвидирует полностью репетиторство, но поможет его сократить в
определенной степени. Зачем платить репетитору большие деньги, если
ребенок может и так получать знания от лучших учителей региона? И
родителям это практически ничего не стоит, надо только провести в дом
Интернет.
Кстати, надо сказать, что сами учителя стараются не отставать от
учеников: создают собственные сайты, на которых вывешивают домашние
задания, комментарии к ним, отвечают на вопросы...
- Как времена-то меняются!
- Да, еще года 3 назад эта форма взаимодействия учителей и учеников
только начиналась, а сейчас - неотъемлемый элемент работы учителей.
Беседовала Юлия Гильмшина, 47News
фото с shkolazhizni.ru/
Источник: http://www.47news.ru |