Несмотря на периодические кампании по сокращению числа госслужащих, вот и Медведев пообещал сократить его на 25 процентов к 2012 г., армия чиновников в России растет. Их теперь в два раза больше, чем во всем СССР. Не растет только их компетентность. Сплошь и рядом их реакция на чрезвычайные ситуации и кризисные явления в экономике РФ, не упредительная, а догоняющая. Это касается всего — от предупреждения катастроф и пожаров, как показали авария на Саяно-Шушенской ГЭС и лесные пожары по всей России, до упреждения терактов, как показали взрывы бомб смертниками в метро прямо напротив здания ФСБ на Лубянке в 2010 г. и в аэропорту Домодедово в январе 2011 г. Для них вполне приемлем лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Он полностью соответствует понятию о своем служебном долге и у мелкого бюрократа, и у того, который все время на виду. Разница между ними лишь в том, что последнего в свете юпитеров немедленно одолевает непонятная нормальным людям забота о собственном лучезарном имидже — вот, глядите, без дела не сидим, реагируем. Именно это и составляет основное содержание бюрократического телесериала, который мы наблюдаем ежедневно по первым четырем каналам российского телевидения. С самого начала кризиса в 2008 г. российское чиновничество реагировало на это бедствие методом типичным для бюрократии — заботу о государстве и его поданных проявляют за их счет. И за счет государства, и за счет его подданных. Ведь пока существуют международные резервы, т.е. валюта и драгметаллы в закромах Центробанка, пока есть в России Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, бюрократы готовы оттуда черпать. До тех пор, пока не вычерпают все. Вот тебе — миллион, а тебе — миллиард, а вам так целый триллион. Если посчитать, сколько они, таким образом, пораздали, то ежу будет ясно, что таких денег у нас в казне нет. Результат известен — резервный фонд к началу 2010 г. был истрачен полностью. Министр финансов г-н Кудрин объявил во всеуслышанье, что отныне Россия будет снова жить в долг.
5 ноября 2009 г. Минфин РФ сообщил, что госбюджеты с профицитом ушли в прошлое. Если в США дефицит госбюджета заклинивает за триллион долларов, то и мы в РФ тоже не лыком шиты. Догоним и перегоним. В начале 2010 года государство впервые за последние 10 лет (до этого РФ занимала деньги за рубежом в 2000 году. Облигации на сумму 21,2 миллиарда долларов были размещены на 30 лет) решил выпустить еврооблигации и привлечь в экономику от 10 до 17 миллиардов долларов, чтобы таким образом покрыть дефицит бюджета РФ. В 2009 году превышение расходов над доходами составило почти 9% ВВП— 1123 млрд. руб. В 2010 г. удалось этот дефицит существенно сократить, но на 2011 году дефицит бюджета РФ был уже запланирован в размере 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП), в 2012 году— 1,734 триллиона рублей (3,1% ВВП), в 2013 году— 1,795 триллиона рублей (2,9% ВВП). Совокупный государственный долг РФ в 2010 году, согласно прогнозу МВФ, оценивается в 10,4% ВВП, прогноз на 2011 год составляет 10,8% и 12,1% от ВВП в 2012 году (23.01.2011.РИА-Новости).
Такого не было 10 лет. В 2009 г. покрыть нехватку средств удалось за счет резервного фонда. В 2010 году максимальный размер «привлечения», т.е. заимствования в долг, запланировали в размере 17,8 миллиарда долларов. В 2011 году — 20,7 миллиарда долларов. В 2012 году Россия займет еще 20 миллиардов долларов (vesti.ru., 05.11.2009). Россия опять влезает в долговую яму, из которой с трудом вылезла>после распада СССР. В Минфине открыто заговорили о возможности занять у МВФ, МБРР, ЕБРР. А там, в ход пойдут снова и Парижский клуб, и Лондонский... А отдавать все это придется тем россиянам, которые сегодня еще не родились. Гражданам РФ все это объясняют «правилами рынка», где без кредита нет бизнеса, а заимствование, в том числе на внешних финансовых рынках — обычное дело. Еще Маркс отметил, что бюрократ не живет в реальности, он сам пытается сотворить угодную ему действительность. И создает, таким образом, видимость активной деятельности, которая по сути дела является вопиющим примером бездеятельности. «Если говорить непосредственно об Антикризисной программе, — говорил в своем отчете за 2009 г. премьер М.В.Путин, — то с учетом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий — ее финансирование превысило 3 трлн. рублей. Но текущему курсу— это более 100 млрд. долларов». Сколько было в действительности потрачено, одному богу известно. Были сообщения, что собирались потратить свыше 16 триллионов. Ну, кто считает! Если дело пойдет так и дальше, то Россия по воле алхимиков из Минфина окажется на грани банкротства гораздо раньше, чем это предсказывали ее «недоброжелатели», как иной раз именуют у нас российских независимых экспертов и зарубежных аналитиков. Один из таких диссидентов-экономистов М.Делягин, директор Института проблем глобализации говорит: «Если вы посчитаете необходимые расходы валюты в 2009 году, если посчитаете масштаб спекуляций на государственной помощи, которая абсолютно необходима, но государство не хочет вводить контроль над ней, даже если паника среди населения и малого бизнеса, которые скупают валюту, сократится в три раза (за третий квартал 2008 года россияне скупили наличной валюты на 3,1 миллиарда долл.), если все посчитать, получится, что в конце 2009 года у нас останутся международные резервы в сумме 87—90 миллиардов долларов, чего едва хватит на выплату внешнего долга в следующем году. А для обеспечения стабильности рубля этого не хватит гарантированно». Прогноз Делягина во многом оправдался. Резервный фонд был практически весь истрачен к началу 2010 г., а золотовалютные резервы резко сократились. В конце февраля 2009 г., по окончании Красноярского экономического форума, помощник президента Медведева Аркадий Дворкович выступил на пресс-конференции с неожиданным заявлением. «Готовность власти, как и общества, прожить длительный период в кризисе низкая, — сказал он. — Должна быть сменяемость элит, то есть на смену нынешней, прежде всего бюрократической, элите должна прийти новая элита, которая будет более открыта для общества. И вот это само по себе может стать серьезным фактором роста российской экономики. Помощник президента публично призвал в Красноярске к смене российской чиновничьей элиты, обвинив именно ее в низких показателях отечественной экономики. Пока журналисты гадали по поводу того, что конкретно имел в виду в своей заявке на власть Дворкович, в кулуарах форума российские политологи толковали его выступление, прикидывая, наехал ли он целенаправленно на путинские кадры, подтвердив тем самым слухи о начавшемся разладе во властном тандеме РФ, либо на всю российскую бюрократию. Глобалист Делягин справедливо заметил, что «тяжелая ситуация, в которой оказалась российская экономика, ошибки, допускаемые госорганами, — все это из« держки не нескольких кризисных месяцев, а нескольких лет», И вывод из этого наблюдения Делягина напрашивался сам собой — никуда не годится так называемая «российская деловая элита» путинского призыва, сформированная по критериям при надлежности к КГБ, делового землячества и личной преданно сти. Компетентность в этом случае критерий далеко не первою плана. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин ставит точки над i. За последние 15 лет в Росии, по его мнению, «сложилась клановая система выдвижения управленческих кадров. Она функционирует на основе сраши вания государства и экономики, конкретных чиновников и кон кретных компаний. При этом критерием назначения на рукопо дящую должность выступают не деловые качества претендента, а его лояльность клану». В 90-х годах прошлого века ключевыми игроками выступали бизнес-структуры, продвигавшие вверх по служебной лестнице своих людей. Сейчас в решении кадровых вопросов доминируют бюрократический аппарат, госкорпорации и т.д., словом, все, кто тесно связан с государством. «В результате эффективность госуправления снизилась, — отметил Макаркин. — Произошло это потому, что в отличие от бизнеса, заинтересованного в развитии, госчиновники более инерцм онны и практически не способны генерировать новые проекты Это не бросалось в глаза, пока не было кризиса, ну а сейчас нич-кая компетентность, лоббизм представителей власти действительно ложится тяжким бременем на экономику страны». Поэтому в заявлении Дворковича наш эксперт увидел прежде всего «стремление использовать кризис, чтобы уменьшить отрицательную роль клановой системы». (См. «Независимая газета», 02.03.09). Это уже явный намек на «питерский клан». «У Кремля нет запаса компетентных кадров для исправления положения в экономике, — выдала свой диагноз «Газета» еще на исходе кризисного 2008 г. — Кто определял и определяет экономическую политику РФ в период «после Ельцина»? Во-первых, «птенцы чубайсова гнезда». Это, скажем, многолетний министр финансов и нынешний вицепремьер Кудрин. Ярый «стерилизатор». Субъект, который не знает других положений экономической науки, кроме ультралиберальных, делающий вид, будто в мире нет успешного опыта проведения нелиберальной экономической политики. Человек, повинный в нынешнем тупике, по-прежнему определяет финансовую политику РФ. Такого же поля ягода — глава ЦБ РФ Игнатьев. Они с Кудриным работают в тесной связке. Поэтому в стране нет полноценной банковской системы, а ее финансовые резервы служит развитию экономик США и ЕС, а не самой Росфедерации. Семь лет Минэкономразвития управлял Герман Греф. Он оказался бессильным сформировать стратегические взаимоувязанные планы развития страны, не увидел летом 2007 года грозящую перспективу банковского кризиса пополам с подорожанием продовольствия. Неизвестно по каким признакам стал главой Экспертного управления Администрации Президента РФ юноша Дворкович. Человека, учившегося экономике на Западе но все тем же либеральным схемам, ни разу в жизни не руководившего ничем серьезным, назначили «главным экономическим мозгом» сначала Минэкономразвития, а потом — и АП РФ. После 2000 года вообще наблюдается тенденция: молодые люди с безграничной верой в обанкротившееся либеральные теории выскакивают как чертики из табакерки— и назначаются властью на ответственейшие посты. Непонятно, за какие заслуги». И уж, если говорить о компетенции тех, кто распоряжается до-ходами от газа и нефти, а заодно и всей российской экономикой, тут картина и вовсе плачевная. Бывший начальник аналитического управления внешней разведки КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Сергеевич Леонов считает, что трагедия современной России именно в кризисе власти. «Власть стала не только элитной, она стала клановой, — считает генерал. — Говорят, питерская группировка. Да, у нас все время, смотрите, днепропетровская группировка, уральская там, екатеринбургская группировка. Теперь у нас питерская группировка. А я говорю, да даже не питерская, а полупитерская, потому что там было две — яковлевская и собчаковская. Так вот эта собчаковская. Т.е. даже половина Петербурга. Когда президент страны Медведев говорит на совещании по кадровым делам, что у меня нет кадров даже на посты губернаторов, ну это, это уже все — признание катастрофы страны. Если нет честных людей на должности 89 губернаторов, и эта говорит президент перед всей страной, — это признание полного административного краха.
У американцев из четырех последних президентов — три были губернаторами штатов. Т.е. прошли серьезную прогулке по административным коридорам и весям. У нас? У нас президенты возникают из ничего. Совершенно. Вспомните, скажем! того же Путина, того же Медведева...»
Бывший директор НИИ статистики Василий Симчера со словами «Надоело врать!» представил реальные данные
Мы как-то смирились с тем, что официальная (в лице Росстата и прочих ведомства), статистика, фиксирующая «достижения» развития России, нам, мягко говоря, не всегда говорит правду. Иногда привирает. Мягко говоря. Ну, ладно, переживем. Тем более что сами-то мы уже давно оцениваем окружающую нас жизнь своим мерилом. Но чтобы она врала ТАК, как это недавно вскрыл бывший директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики Василий Симчера?! Это уже, мягко говоря, слишком. Как пел когда-то Высоцкий:
...Если правда оно – Ну, хотя бы на треть, - Остается одно: Только лечь помереть!
Между г-ном Симчерой и депутатом Госдумы от КПРФ Олегом Смолиным на днях произошла перепалка. Случилось, что оба они стали участниками конференции в Российском государственном торгово-экономическом университете. Так вот, экс-глава НИИ статистики предъявил претензии г-ну Смолину как представителю власти (как-никак, тот депутат, зампред думского Комитета по образованию): мол, власть бессовестно нам врет. Сам г-н Симчера, подчеркивает Смолин, ушел с должности со словами: «Надоело врать!». И представил свою статистическую картину того, что в реальности происходило и происходит в России. Данные ужасают – как у Высоцкого.
Отвергая претензии в свой, как представителя власти, адрес, Смолин пишет: «Разумеется, с юности помню формулу: есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика! Разумеется, сам неоднократно пользовался альтернативными данными социологических служб и институтов Российской академии наук. И все же данные экс-директора НИИ статистики, сведенные в одну таблицу под названием «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг.», производят шокирующее впечатление». Смолин представил их со своими комментариями на страницах «Советской России». Итак – вот ужасающая картина ДЕГРАДАЦИИ нашей страны в «сухих» выкладках не кого-нибудь, а, повторяем, до недавнего времени - директора НИИ статистики Росстата:
Национальное богатство России. Официально: $4,0 трлн. Фактически (по данным НИИ статистики Госкомстата России): $40 трлн. Занижение в 10 раз, комментирует Смолин, нужно властям для того, чтобы за бесценок распродавать олигархам и иностранцам остатки бывшей общенародной собственности, а заодно вдалбливать населению, что мы живем не хуже, чем работаем.
Размер интеллектуального капитала. Официально: $1,5 трлн. Фактически: $25 трлн. Занижение интеллектуального капитала России почти в 17 раз, по мнению Смолина, помогает властям обосновать курс на копирование худших образцов зарубежного образования, а также - ввоз за бешеные деньги иностранных ученых при нищенской поддержке своих.
Доля инвестиций в % ВВП. Официально: 18,5%. Фактически: 12,2%. Завышение в полтора раза инвестиций в экономику создает картину ложного благополучия, продолжает Смолин. На самом деле, в стране преобладает экономика по принципу «купил-продал-украл».
Темпы прироста ВВП. Официально: 6%. Фактически: 4%. «Надувая» в полтора раза темпы роста ВВП, власть пытается убедить общество, что его объявленное удвоение за 2003-2010 гг. могло бы состояться, если бы не мировой кризис. На самом же деле, отмечает Смолин, за 2003-2008 гг. экономика выросла лишь на четверть, а в кризисном 2009-м мы оказались рекордсменами падения среди стран «Большой двадцатки»! Что касается ВВП, то его, саркастично замечает депутат, похоже, собираются не удвоить, а даже упятерить, но не в смысле валового внутреннего продукта, а Владимира Владимировича Путина: два президентских срока, один премьерский и вновь два президентских, по продолжительности равных прежним трем.
Инфляция в среднем за год. Официально: 6-8%. Фактически: 18,27%. Давно известно, комментирует Смолин, что рост цен на товары первой необходимости в России происходит гораздо быстрее, чем в среднем по всем товарам и услугам. Поэтому инфляция для бедных (социальная инфляция) гораздо выше, чем для богатых. И чем беднее семья, тем быстрее растут цены на товары, которые она покупает. Как разъясняет экс-директор НИИ статистики, по 18% в год растут цены именно на те товары и услуги, которые покупают наименее обеспеченные граждане страны. Поэтому не удивительно, что даже правительство практически ежегодно признает рост разрыва между бедными и богатыми. Данные НИИ статистики означают, в частности, что хваленое властями т. н. повышение пенсий в 2009-2010 гг. в лучшем случае компенсировало рост цен на товары первой необходимости за два года.
Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных. Официально: 16 раз. Фактически: 28-36 раз. Это выше показателей не только Западной Европы и Японии, не только США, но и многих стран Латинской Америки, отмечает Смолин. Предельно допустимый для национальной безопасности уровень, по данным директора Института социально-политических исследований РАН Г.Осипова, составляет 10 раз. В России он превышен втрое.
Разрыв в уровне валового внутреннего продукта по регионам. Официально: 14 раз. Фактически: 42 раза. В социальном плане Россия давно перестала быть единой страной, пишет Смолин. Если Москва живет на уровне Чехии, то Республика Тыва – на уровне Монголии. Федеральная власть сбрасывает в регионы все больше и больше социальных обязательств и одновременно вытягивает из них все больше денег для того, чтобы вкладывать в иностранные ценные бумаги. За счет нищеты российской провинции фактически финансируются, в частности, войны в Афганистане, Ираке, а отчасти - и в Ливии. Статья 114 Конституции России требует, чтобы правительство проводило единую социальную политику на территории всей страны. Исполняет ли правительство свои обязанности, когда разрывы в региональном развитии превышают в десятки раз, решайте сами, обращается к читателям Смолин.
Доля населения, принадлежащего к социально деклассированным группам, в % к общей численности населения. Официально: 1,5%. Фактически: 45%. По данным НИИ статистики (Росстата), в стране 12 млн алкоголиков, более 4,5 млн наркоманов, свыше 1 млн беспризорных детей. Не удивительно, что официальные данные занижены в 30 раз: почти половина деклассированных в богатейшей стране – свидетельство полного провала экономической и социальной политики власти.
Удельный вес убыточных предприятий. Официально: 8%. Фактически: 40%. По натуральным показателям современная экономика России безнадежно отстала от советской, а налоги на реальный сектор, в отличие от налогов на личные доходы миллиардеров, огромны, комментирует Смолин.
Уровень общего налогообложения полученных доходов, в %. Официально: 45%. Фактически: 90%. Удивительно, как мы еще работаем, и почему олигархам все еще не хватает? Впрочем, отмечает Олег Смолин, отчасти это объясняет следующий показатель.
Уровень уклонения от уплаты налогов, в % от доходов. Официально: 30%. Фактически: 80%. Власть, поясняет Смолин, делает вид, что собирает налоги, а граждане делают вид, что их платят!
Степень износа основных фондов, в %. Официально: 48,8%. Фактически: 75,4%. Если Бог хочет наказать человека, отнимает разум, пишет Смолин. Похоже, с российской властью это уже произошло. Какое может быть вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), когда износ основных фондов составляет 3/4? Для экспорта сырья ВТО не требуется, а больше экспортировать России пока нечего. Остатки отечественного производства будут добиты. Полным господином в стране станет транснациональный капитал. Впрочем, почему станет?
Доля иностранного капитала в экономике России, в %. В целом - официально: 20%. Фактически: 75%, в т. ч.: – в имуществе. Официально: 25%. Фактически: 60%; – в прибылях. Официально: 21%. Фактически: 70%; – в акциях. Официально: 18%. Фактически: 90%. «Это и есть, господа, - вопрошает Смолин, - ваша суверенная демократия? Если данные НИИ статистики верны, в экономическом смысле мы превращаемся в колонию под громкие крики, что встаем с колен!». В грантах - официально: 14%. Фактически: 90%. Забавно, отмечает Смолин, что власть очень боится иностранных грантов, но при этом спокойно берет иностранные займы и поощряет продажу иностранцам наших предприятий!
Реальные затраты на модернизацию, в млрд рублей. Официально: 750. Фактически: 30. Не потому ли, что реальные затраты на модернизацию в 25 раз ниже объявленных, наше технологическое отставание усиливается, а весь ее «пар» выходит в «свисток»?
Эффективность модернизации, в % к затратам. Официально: 25%. Фактически: 2,5%. Еще бы: для того, чтобы оправдать «дутые» затраты, пишет Смолин, нужно показать «дутые» результаты. Если помножить одно на другое, эффект оказывается приукрашенным примерно в 250 раз! Впрочем, и раньше было понятно, что весь шум о модернизации – это красивые витрины вместо великих строек.
Разница между ценами производителей и розничными ценами, в разах. Официально: 1,5. Фактически: 3,2, в т.ч.: – в сельском хозяйстве. Официально: 1,3. Фактически: 4,0. Посредники «жиреют», работники и покупатели нищают, а власть, точно Верка Сердючка, повторяет: «Хорошо, все будет хорошо!..»; – в государственных закупках. Официально: 1,1. Фактически: 1,6. А вот здесь уже явно «жиреют» чиновники. Не случайно даже президент Дмитрий Медведев говорит, что в результате применения закона №94 (о госзакупках) из бюджета было разворовано около 1 трлн рублей.
Разница между назначаемыми и оплачиваемыми тарифами естественных монополий, в разах. Официально: 1,1. Фактически: 1,7, в т.ч. в коммунальных платежах. Официально: 1,2. Фактически: 2,4. Если бы «коммуналка» оплачивалась по реальным ценам, пишет Смолин, она обходилась бы нам вдвое дешевле!
Уровень безработицы, в % к занятости. Официально: 2-3%. Фактически: 10-12%. Во всем мире не все безработные регистрируются на бирже труда. И поэтому существует разница между официальной статисткой и статистикой Международной организации труда. Однако чтобы эта разница составляла 4-5 раз, нужно как следует сфальсифицировать статистику!
Численность совершенных преступлений (2009 г.), в млн чел. Официально: 3,0. Фактически: 4,8. Видимо, речь идет о почти 2 млн преступлений, которые регистрируются, но в официальную статистику странным образом не попадают, отмечает Смолин. Однако много важнее преступления, которые либо вообще не регистрируются, либо те, по которым люди не обращаются в правоохранительные органы. По оценкам группы ученых НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ под руководством профессора С.Иншакова, число таких преступлений почти в 10 раз больше, чем фиксирует официальная статистика – примерно 26 млн в год.
Чтобы сохраниться, резюмирует Олег Смолин, власть превращает статистику в наглую ложь, а гражданам с ее помощью пытается напялить «розовые очки». Но в истории политические режимы многократно умирали именно от самоотравления пропагандой. Мне не жаль режима, пишет депутат. Жаль страну. А для нее лучшее лекарство – правда.